«Оплот»: тактика игры и особенности города

Оплот - город, знаменитый своей мощной экономикой, благодаря местным уникальным строениям. Таинственный пруд каждую неделю приносит игроку немного случайных ресурсов, а сокровищница гномов, еженедельно дающая 10%-ную прибавку к имеющемуся запасу золота, не позволит случиться нехватке денег. Что касается тактики игры, замок является скорее "воинским". Маги тут, хоть и не имеют ограничений в заклинаниях, сами по себе весьма слабые. Так что, оптимальным выбором станет игра за воина.

Армия

Армия в этом городе отличается довольно высокими характеристиками. Самое большое количество HP у юнитов, самый сильный удар неулучшенных существ (и второй по силе, после Замка, - улучшенных), третье место по скорости...У большинства существ имеется определенный набор «родных» магических защит. Так, гномы отражают направленные на них вражеские заклинания, единороги спасают близко стоящих союзников от магических атак, а пегасы значительно увеличивают стоимость заклинаний для вражеского героя. Заслуживают упоминания и такие существа, как Дендроиды - за свою способность «привязывать» противников к месту, улучшенные Эльфы - за выдающуюся силу своего двойного выстрела, а так же улучшенные Кентавры - за свою многочисленность и большое количество HP. При всех очевидных плюсах, существа в городе стоят достаточно дешево. Кроме того, все упомянутые выше юниты появляются достаточно рано, так что старт игры за данный замок в любом случае будет легким.

Герои

Здесь делятся на отлично дополняющих свои войска бойцов - rangers (рейнджеров) и слабых магов без особенно полезных навыков - druids (друидов). Отдельного упоминания достойны три действительно выдающихся воина, снабженных очень полезным для этого города умением - Стрельбой. Киррь (Kyrre) - специалист в Логистике - является превосходным выбором для большой карты (правда, на чемпионатах ее иногда запрещают). Ивор (Ivor) дает бонус на силу и скорость эльфам (игрок получает около дюжины этих существ при найме героя) и оказывает значительную поддержку всем отрядам благодаря своему навыку Нападения. У Енова (Дженовы или Jenova) навык Стрельбы не просто имеется, а прокачен до продвинутого уровня, что дает дополнительную гибкость развития. Кроме того, этот герой ежедневно приносит в казну 350 золотых, что будет очень кстати при высокой сложности игры. Стоит рассказать и еще об одном герое, которого, впрочем, почти всегда запрещают - это Риланд. Сочетание навыков Лидерства и Дипломатии позволяет этому герою значительно усиливать свою армию за счет присоединившихся нейтральных юнитов, избегая при этом падения морали существ. Кроме всего прочего, дендроиды в войске Риланда получают значительный плюс к скорости.

Есть и несколько нестандартных вариантов героев. Новичкам они не рекомендованы, так как требуют определенного умения игры; в умелых же руках они весьма опасны для противника. Это Торгрим (Thorgrim) - специалист в сопротивлении к магии, делающий вражеских героев-магов практически беспомощными и Мепхала (Мефала, Mephala) - специалист по защите от физического урона.

Магия

Гильдия магов в данном городе не ограничена по уровню и не тяготеет к какой-либо конкретной школе, однако не дает доступа к определенному ряду заклинаний. Ее специфической особенностью можно считать довольно большой шанс выпадения заклинания Ледяная стрела. С магией, как таковой, здесь проблем нет, огорчает весьма посредственная магическая сила героев. Даже относительно быстрый ее рост у друидов не способен сделать из местного героя толкового помощника для своей армии, особенно в первые недели. Понятно, что в начале партии опору на магию сделать не получится.

Отстройка

Отстройка города обойдется игроку в среднюю стоимость. Определенные проблемы могут возникнуть с ресурсами: для каждой постройки в изобилии будут требоваться свои (кристаллы - для пегасов, самоцветы - для единорогов, руда - для драконов). В первые дни игры стабильно случается нехватка дерева, особенно если речь идет о небогатой карте или высоком уровне сложности. На всех стадиях застройки будет возникать необходимость в кристаллах. Впрочем, этот ресурс легко добывается на карте благодаря, в первую очередь, хранилищам гномов, а так же создается в самом городе. Вообще, эльфийская армия довольно универсальна и вполне может обойтись без нескольких видов юнитов, постройки для найма которых не удалось возвести вовремя. Так что нехватка ресурсов во время игры за этот город не критична.

Особенности юнитов

Гномы имеют «родное» сопротивление магии 20%. У улучшенных, Боевых гномов этот навык развит до 40%.
Великие (улучшенные) эльфы наделены способностью Двойной выстрел.
Пегасы (и их улучшенная версия - Серебряные пегасы) повысят цену на все заклинания для вражеского героя на 2 SP.
Дендроиды «привязывают» к месту любого атакованного или атаковавшего их противника.
Единороги (как и их апгрейд - Боевые единороги) могут наложить на вражеский отряд заклинание Слепота (шанс, что эта способность сработает, равен 20%) и, кроме того, дадут всем близко стоящим союзникам сопротивление магии на 20%.
Зеленые драконы имеют иммунитет к любым заклинаниям до 3-го уровня включительно. Улучшенные, Золотые драконы не восприимчивы ко всем заклятиям 1-4 уровней и, кроме того, атакуют сразу на 2 клетки.

Возможные тактики и стратегии развития

При выборе основного героя перед началом партии, лучше остановиться на ком-то из вышеупомянутых, имеющих «родной» навык Стрельбы. Для большой карты замечательным выбором станет Киррь, для средней и малой - Ивор. Для игры на высокой сложности прекрасно подойдет Енова. Любителям же немного рискнуть понравится Риланд с его Дипломатией: поначалу нейтральные существа весьма неохотно присоединяются к герою, без навыка Стрельбы пробивная сила армии оставляет желать лучшего. Впрочем, когда речь идет об эльфах, отказ от профильного геройского умения солдатами переносится относительно легко. Армия же, так или иначе, со временем значительно усиливается за счет присоединившихся отрядов. Так что, в итоге, игрок, сделавший выбор в пользу Риланда, выигрывает.

При выкупе дополнительного героя из таверны, следует руководствоваться принципом - чем больше эльфов он с собой приведет, тем лучше. Постройку для найма этих существ тоже лучше возвести в первый же день (исключение - бедные на ресурсы карты; в этом случае первым строится генератор денег). Вопрос о строительстве здания для улучшения эльфов решается исходя из их количества в армии. Два десятка стрелков под командованием Ивора вполне успешно выигрывают сражения первых дней и без апгрейда. Однако, чем раньше будет возведена постройка, тем лучше. Помимо эльфов в начальную армию обычно набираются кентавры. Тактика ведения боя в данном случае элементарна: кентавры прикрывают эльфов со всех сторон, те, в свою очередь, расстреливают врага издали. Успевших подойти в контакт противников кентавры добивают в ближнем бою. Интересен и вариант с кентаврами-смертниками, когда небольшой отряд (часто - в 1 существо) забегает в тыл к противнику, отвлекая на себя внимание и, тем самым, давая эльфам больше времени для атак на расстоянии. Естественно, такая тактика не сработает в бою со стрелками и летунами, впрочем, в первые недели они встречаются очень редко.

Если сложилось так, что ни у выбранного героя, ни у героев в таверне эльфов нет вообще, разумно будет сделать ставку на кентавров. Тогда в первые же дни возводится постройка для их улучшения. Благодаря своей высокой скорости, большому количеству XP и сильному удару, армия из 50 кентавров с легкостью справится с большинством низкоуровневых противников, включая стрелков.

В идеале, к концу первой недели в городе должны быть построены цитадель и замок, при наличии кристаллов - пегасы. Если игрок не испытывает проблем с деньгами, можно успеть поставить и дендроидов. Таким образом, к началу второй недели в армии героя должно быть минимум 20 грандэльфов, около сотни кентавров и, возможно, несколько пегасов. Плюсы подобной комбинации существ в хорошей мобильности и замечательной силе атаки. Неплохим бонусом ко всему вышеперечисленному станет наличие в арсенале героя навыка Тактики (для игрока чрезвычайно желательно в любом бою успевать прикрыть от атак эльфов), а так же заклинания Замедления. Для битв с нейтралами-стрелками и, тем более, с другими героями, полезно будет улучшить пегасов (именно ими удобнее всего блокировать вражеских лучников). Дендроидов следует подвозить только к схваткам с сильной пехотой. Благодаря своей способности привязывать врагов к месту и большому количеству XP, эти юниты не допустят больших потерь в рядах тех же кентавров. Впрочем, в большинстве битв участие дендроидов не требуется. В случае осады замка противника тактика немного меняется. Вместо того, чтобы прикрывать лучников, кентавры отправляются прямиком под городские стены (велик шанс, что вражеские стрелки и башни сосредоточат свои атаки на них). Это сбережет жизни эльфам, потеря которых в бою критична.

Варианты военной тактики

Даже после полной отстройки города, армия героя практически не меняется. Основной боевой силой по-прежнему остаются эльфы и кентавры при поддержке пегасов, просто теперь к ним прибавляются драконы и, если хватает золота, единороги.

Тактика ведения битв против нейтралов самая простая: пегасы и драконы блокируют вражеских стрелков, эльфы издали атакуют пехоту противника, все остальные - добивают успевших подойти в контакт. Нейтральные летуны, как правило, тоже не представляют особенной угрозы. Они просто не успевают заблокировать эльфов благодаря все тем же пегасам и драконам, помимо всего прочего, отличающимся высокой скоростью.

Не многим отличается от стандартной тактика ведения битв с вражескими героями. Разве что единорогов следует расставлять поближе к основной массе своих юнитов, обеспечивая для последних дополнительную магическую защиту. Впрочем, если у противника в арсенале имеются заклинания вроде Метеоритного дождя (или в его армии присутствуют существа с атакой по области, например магоги и личи), подобная расстановка войск может сослужить игроку плохую службу.

Гномов и дендроидов чаще всего не включают в основную армию из-за их низкой скорости. Оптимальным решением является выкуп этих существ в качестве войска для обороны города от внезапной атаки. Игрок, удачно использующий способности таких вот «резервных» юнитов, способен выдержать нападение армии в два раза превосходящей по численности его собственную. Даже летуны и стрелки (если речь не идет об очень сильных и многочисленных отрядах) обычно не вызывают затруднений. Проблемой может стать, разве что, наличие у вражеского героя навыка Баллистики или уж очень мощной атакующей магии.

Неплохо служит комбинация из гномов и дендроидов в качестве дополнительной армии для захвата Утопий драконов. Выдержат они и битву за строения для найма ангелов или виверн (в крайнем случае, связка «разбавляется» пехотой из основной армии). В решительных же сражениях их участие не обязательно (и даже не желательно). Ударной силы войскам и так вполне хватает за счет драконов, пегасов и кентавров, а для прикрытия эльфов лучше нанять кого-нибудь «покрепче» в уже захваченных городах. Прекрасно подойдут на роль защитников наги-королевы, скорпикоры, конники, рухи, виверны, красные драконы, древние бегемоты, ангелы или огненные птицы. Все эти существа довольно быстры, имеют большой запас здоровья и, что самое главное, их потеря не так обидна по сравнению с утратой в рядах «родных» войск. Следует помнить о падении морали в армии, в рядах которой сталкиваются существа разных мировоззрений: все нанятые игроком "сторонние" существа должны принадлежать к одной расе. Исключение можно сделать при наличии у героя артефактов на мораль или, например, если есть возможность нанять архангелов.