«Некрополис»: тактика игры и особенности города

Некрополис, наряду с Сопряжением, считается дисбалансным городом и нередко вовсе запрещается на турнирах. Виной тому целых два недоступных другим замкам способа пополнения армии, поддерживаемые уникальными городскими строениями: воскрешение проигравших соперников в виде скелетов после битвы (Усилитель некромантии повышает количество поднятых существ) и способность превращать в нежить существ любой другой фракции (с помощью постройки Преобразователь скелетов). Огромное преимущество перед соперниками дает игроку за Некрополь и Вуаль Тьмы. Это уникальное строение не позволяет противнику видеть карту вокруг города, даже если тот уже неоднократно побывал в данной местности и разведал там всю территорию.

Герои

Герои здесь представлены двумя типами: это воины Death Knights (Рыцари Смерти) и маги Necromancers (Некроманты). Сами по себе и те и другие весьма посредственны, однако на усиление своей армии «работают» отлично. Впрочем, некоторые сильные герои, все же, заслуживают отдельного упоминания. Так, Тант (Thant) со своим усиленным Поднятием мертвецов, сводит потери войск в бою к минимуму. Исра (Isra) и Видомина (Vidomina), по умолчанию наделены продвинутым навыком Некромантии и бонусами к нему. Галтран специализируется на скелетах и дарует этим юнитам дополнительную скорость и силу удара. К слову, остановив выбор на Галтране, можно обеспечить игре довольно легкий старт, благодаря «лишнему» отряду из 50 - 90 скелетов, стандартно идущему «в комплекте» с этим героем. Мощным некромантом считается Аислин (Aislinn, Эйслин). Правда, из-за наличия в книге заклинаний героя спелла Метеоритный дождь, ее часто считают дисбалансной и запрещают на турнирах.

При выборе героя перед началом партии, лучше всего остановить свой выбор на ком-то из вышеназванных. Если речь идет об игре на высокой сложности, когда карта бедна на ресурсы, стоит задуматься о ком-то из «денежных» героев, ежедневно приносящих в городскую казну некоторую сумму. Таких в замке два - Клавиус (Clavius) и Нагаш (Nagash). Первый предпочтительнее в качестве основного героя, так как, кроме обязательного каждодневного бонуса в 350 золотых, он принесет немалую пользу своей армии, благодаря «родному» навыку Нападения и изначально выученному заклинанию Волшебная стрела. Нагаш же сильно полезных навыков не имеет (равно как и боевых заклинаний), да и статы у него значительно ниже. Однако, в качестве дополнительного героя, этот некромант будет смотреться довольно хорошо. Вообще, выбор героя для данного города во многом зависит от того, собирается ли игрок делать ставку на быстрое развитие.

Армия, юниты

Армия отличается крайне слабыми показателями здоровья (предпоследнее место) и силы удара (последнее место среди всех городов), а также весьма посредственной скоростью. Среднюю стоимость местных существ оправдывает, разве что, их абсолютная невосприимчивость к любым заклинаниям контроля разума. Однако, так как пополнение войска происходит не только за счет городского прироста, при затяжной игре закономерно выходит так, что армия в Некрополе - всегда самая многочисленная и, соответственно, мощная. При равной квалификации всех соперников, игрок за Некрополис, как правило, может проиграть только в случае откровенных и частых ошибок, либо, что даже вероятнее - ранней атаки противника.

Из местных юнитов отдельного упоминания достойны Рыцари Смерти (одни из самых мощных в игре существ шестого уровня, обладающие способностью нанести по цели двойной урон или даже проклясть противника), Личи (сильные стрелки, атакующие по области), Вампиры лорды (довольно крепкие летуны, атакующие без ответа и способные восстановить свои XP за счет урона, нанесенного вражескому отряду) и Скелеты (существа первого уровня, не обладающие никакими способностями, однако очень многочисленные, благодаря уникальным особенностям города, и, потому, опасные для соперника).

Абсолютно все существа в этом городе являются «нежитью», а значит - имунны к заклинаниям вроде Слепоты, Проклятия, Берсерка, Гипноза, Благословления и Воскрешения. Помимо этого, у них фактически «нет морали» - этот показатель всегда остается нейтральным. Зато присутствие хотя бы одного отряда нежити в армии любой другой фракции, мгновенно снизит мораль всего остального войска на 1.

Зомби могут «заразить» атакованный отряд противника болезнью, снижающей показатели его атаки и защиты на 2 (шанс срабатывания способности - 20%).
Призраки способны в начале каждого хода излечивать сами себя. А каждый находящийся на поле боя отряд улучшенных существ - Приведений, кроме того, будет отнимать у вражеского героя по 2 SP за ход.
Вампиры - атакуют безответно. Вампиры лорды способны восстанавливать себя в соответствии с уроном, нанесенным противнику.
Личи при каждой своей атаке активируют способность Облако Смерти (урон проходит не только по цели, но и по всем окружающим ее юнитам; не распространяется эффект лишь на нежить, горгулий, големов и элементалей).
Рыцари Смерти имеют 20%-ную вероятность нанести атакованному противнику двойной урон и такой же шанс - скастовать на него при этом Проклятие.
Костяные драконы на единицу понизят мораль всем существам в армии противника. Улучшенные, Драконы-привидения, помимо этого, имеют 20%-ный шанс «состарить» атакованный отряд, уменьшив максимальное количество его XP в 2 раза.

Магия

Местная магическая гильдия имеет несколько специфических особенностей, обусловленных тем, что городская армия целиком состоит из нежити. Так, здесь можно выучить уникальные заклинания, не встречающиеся ни в одном другом городе: Death Ripple (Волна Смерти) и Animate Dead (Поднятие Мертвецов). Последнее, по сути, является аналогом Воскрешения, однако обладает постоянным эффектом, не зависящим от «прокаченности» героя в конкретной школе магии (в магии Земли, в данном случае). Кроме того, в гильдии Некрополя никогда не выпадают спеллы по умолчанию вредные для нежити (Уничтожение Мертвецов), равно как и просто бесполезные (Благословление, Молитва, Лечение). Очень высока вероятность выпадения заклинания Берсерка. В целом же, местная гильдия не тяготеет к какой-то конкретной школе магии и, более того, не ограничена уровнем.

Отстройка

Исходя из стоимости воинских жилищ, город можно отнести к числу наиболее дешевых в игре. Полная же отстройка обойдется игроку в среднюю стоимость и сравнительно небольшое количество ресурсов. Определенные сложности могут возникнуть лишь на трех последних «уровнях» города. Так, для Личей понадобится много серы; на высоких уровнях сложности игры строительство часто затягивается как раз из-за нехватки этого ресурса. Постройка для найма Черных рыцарей настолько дорога, что, в определенный момент партии, игроку часто приходится делать выбор между ней и Замком. Как правило, в приоритете оказываются именно рыцари. Костяных драконов и вовсе почти не реально получить в первые недели игры: при средней стоимости самой постройки, для ее возведения требуется наличие всех шести ресурсов. Впрочем, все перечисленные сложности не критичны для армии Некрополя, ведь отсутствие старших юнитов здесь с легкостью компенсируется солидным количеством младших.

Тактика игры в первые недели

Особенность Некрополиса - в медленной «раскачке» армии. В первую неделю геройское войско всегда очень слабо и немногочисленно. Личи пока не появились, основной «боевой мощью» являются скелеты, чья скорость, увы, оставляет желать лучшего. Иногда (особенно при неумелом ведении боя) потери этих юнитов в сражении настолько велики, что не покрываются даже вкаченной Некромантией. Даже от героя-мага в данном случае мало толка: заклинания сами по себе еще очень слабы, да и на использование их в каждом бою маны не хватит. Так что, если карта не предусматривает возможность неторопливой и долгой раскачки, оптимальным героем от Некрополиса станет Галтран. Его бонус к скорости для скелетов позволяет последним передвигаться со скоростью 5 (и 6 - на «родной« земле), что способно кардинально изменить ход боя. Неимоверно полезным окажется и геройский навык Защиты (особенно в сочетании с заклинанием Щита). Большая армия из более крепких и быстрых скелетов под командованием Галтрана без особенных проблем справляется с довольно сильной пехотой и даже летунами, избегая, разве что, стрелков. Прочие же герои от Некрополиса в первые недели обычно вынуждены довольствоваться битвами с низкоуровневыми отрядами пехотинцев.

Есть у игры за Некрополь и еще одна характерная особенность, которую следует учесть уже в начале игры, особенно если со «своими» героями в таверне не повезло. Речь идет об уникальной постройке - Преобразователе скелетов. Так, если и со своим героем, и с дополнительным, нанятым в таверне, пришло слишком мало войск, есть вероятность, что армия не справится даже с первыми нейтралами, либо справится, но с недопустимыми потерями. В этом случае, из оставшихся в таверне героев выбирается тот, чье войско многочисленнее (идеальные варианты - Шакти и Гретчин, неплохо подойдут Игнат и Дамакон), и уже в первые дни строится Преобразователь, с помощью которого «чужие» юниты успешно превращаются в скелетов для основной армии.

При найме юнитов в строениях на карте и в «чужих» захваченных замках, следует помнить, что с помощью Преобразователя все они превратятся в Скелетов первого уровня, не зависимо от «родного» левела. Таким образом, нецелесообразно тратить деньги на найм высокоуровневых существ. Исключение составляют Драконы и Гидры: они становятся Костяными Драконами.

Аналогично, не стоит пренебрегать строительством Преобразователя и в случае, если к армии героя присоединился большой отряд «чужих» низкоуровневых существ. Далее отстройка идет по стандартному сценарию: Кладбище для найма мертвецов, вампирское Поместье и Гильдия Магов. Дальнейшее развитие города напрямую зависит от имеющихся в наличии ресурсов. Так, если игрок не испытывает недостатка в золоте, руде и древесине (либо может захватить достаточное количество этих «материалов» в ближайшие дни), строятся Личи и Черные рыцари; затем - Цитадель и, если повезет, Замок. При недостатке какого-либо из перечисленных ресурсов, можно ограничиться только Личами и Цитаделью. В идеале, к концу второй недели в армии основного героя должно быть от 6 до 9 Личей, которые и станут основной боевой силой, благодаря своим мощным выстрелам по области. Остальные юниты в таком случае лишь прикрывают стрелков и добивают подошедшего близко противника. Если же нехватка серы не позволяет построить даже Личей, но в достаточном количестве имеются самоцветы и кристаллы, разумным шагом станет апгрейд Вампиров.

Тактика игры в середине игры

После появления Черных рыцарей, в целях повышения мобильности войска, лучше отдать всех Скелетов из основной армии дополнительному герою (исключение стоит сделать только в том случае, если основной герой - специализирующийся на Скелетах Галтран). При этом, дополнительный герой может не только «подвозить» войска для важных сражений, но и действовать вполне самостоятельно, зачищая территорию от слабых нейтралов. По понятным причинам, лучше всего со Скелетами управится вышеупомянутый Галтран. Достойной альтернативой ему могут выступить Исра или Видомина, быстро пополняющие численность своего войска за счет развитой Некромантии.

Из-за небольшого количества XP и посредственной силы атаки, в большинстве битв именно Скелеты будут основной мишенью противника, если только он не найдет еще более «беззащитную» цель. Игроку придется действовать с большой осторожностью, чтобы потери на поле боя не превысили число поднятых после сражения существ. Несколько увеличить число последних поможет Усилитель Некромантии – уникальное городское строение. Понятно, что чем раньше оно будет возведено, тем лучше. Некрополь – не слишком дорогой замок, так что не имеет смысла сосредотачивать внимание на строениях, приносящих прибыль. Так, не стоит торопиться строить Капитолий. Как правило, в первые недели (а то и месяцы) игры, для полного закупа армии с лихвой хватает и тех денег, что приносит Муниципалитет. Так что, разумнее будет потратить имеющиеся в наличии средства на скорейшее возведение воинских построек.

Тактика поздней игры

На поздних этапах игры оптимальным вариантом будет создание двух-трех самостоятельных армий. Вкаченный основной герой вполне успешно воюет одними Личами при поддержке Черных Рыцарей; с зачисткой обычных нейтралов с легкостью справятся Скелеты под командованием дополнительного героя. При необходимости, оба войска можно усилить Драконами и Привидениями. Могут выступать в качестве третьей самостоятельной армии Лорды-Вампиры. Правда, выигрывать бои без потерь такому войску будет сложновато (управление им требует определенных тактических навыков от игрока). В идеале, следует подождать, пока Вампиров соберется как минимум 20, тогда битвы будут проходить гораздо легче. Следует помнить, что, хотя все три армии по отдельности очень хороши для борьбы с нейтралами, для стычки с вражеским героем их лучше объединить.

Сложность раскачки некропольской армии во многом зависит от того, какими артефактами обладает командующий ею герой. Так, любые арты, повышающие скорость или увеличивающие запас здоровья юнитов, способны значительно усилить Скелетов, что обеспечит игре легкий старт. Конечно, пределом мечтаний для любого игрока за Некрополь был и остается Плащ короля нежити. Этот артефакт значительно усиливает навык Некромантии, позволяя поднимать Личей вместо Скелетов после каждой выигранной битвы.

Некромантия

Навык Некромантии дает герою возможность поднимать как простых Скелетов и Личей, так и улучшенных (последние поднимаются в том случае, если в армии нет свободных слотов, но уже есть отряды улучшенных существ). Таким образом, игрок еще при формировании первого войска встает перед выбором: воскрешать ли большие отряды слабых юнитов или получать меньшее количество (2/3 от базового числа существ), но сильных. Казалось бы, первый вариант предпочтительнее, ведь полученные при помощи Некромантии войска никогда не поздно улучшить. Однако если герой не часто захаживает в город, и до апгрейда ждать еще очень долго, имеет смысл воскрешение сразу улучшенных существ. Пусть юнитов не так много, зато их повышенные характеристики (особенно, сила и скорость) могут сыграть решающую роль уже в ближайших сражениях.

Тактика боя

При сражении с вражеским героем стоит формировать свою армию так, чтобы на поле боя оказалось как можно больше отрядов Привидений (это позволит быстро лишить противника всей маны). Основной боевой силой при этом могут выступать Лорды-Вампиры. При этом нужно внимательно следить, чтобы существа получали не слишком много урона сразу и успевали подлечиваться вампиризмом. В самом начале боя стоит выделить в армии противника наиболее слабый и, желательно, многочисленный отряд. Если Вампиры вдруг понесут ощутимые потери, их всегда можно будет отправить отхиливаться на выбранных заранее существах.

Иногда целесообразно навстречу сильному противнику первыми выводить Скелетов. Пусть от мощного удара их погибнет очень много, зато эта жертва сбережет множество жизней более «ценным» существам. Особенно стоит беречь Драконов. Из-за маленького недельного прироста, потеря этих существ на поле боя крайне нежелательна. Сами по себе Драконы не отличаются большим запасом здоровья или выдающейся силой удара, зато очень быстрые, что дает определенные преимущества на поле боя. Да и способность этих существ «состарить» противника будет очень полезна против юнитов с большим количеством XP.

Осада города

Тактика осады вражеского города в случае с Некрополем имеет одну существенную особенность. Дело в том, что пока целы городские стены, основная боевая сила нежити – Черные Рыцари вынуждены бездействовать. Чтобы выманить врага за ворота, можно использовать Скелетов (их много и, потому, терять этих существ не так жалко) или же самоисцеляющихся Призраков. Подведенные прямо под городские стены, эти отряды не только могут спровоцировать выступление противника, но и сфокусируют на себе огонь вражеских лучников.

Обычно в качестве «приманки» выгодно использовать присоединившихся существ из чужих замков. В случае же с Некрополем полноценное использование таких юнитов не возможно из-за их пониженной морали. Исключение составляют элементали. Показатель боевого духа у этих существ всегда нейтрален, так что элементали всех типов станут полезным приобретением для некропольской армии, в особенности, если в ее составе нет Скелетов.