«Темница»: тактика игры и особенности города

Темница - чисто магический замок, в своем развитии опирающийся не столько на армию (несмотря на наличие мощнейших Черных Драконов, здешние войска сложно назвать выдающимися), сколько на способности и боевые навыки местных героев. В Темнице доступно три уникальных городских строения. Водоворот маны раз в неделю удваивает базовый запас SP первому герою, посетившему город. Портал вызова служит для пополнения войска (работает только в комплексе с захваченными строениями для найма юнитов на карте). И, наконец, Академия боевых искусств один раз за игру прибавляет 1000 опыта каждому побывавшему в замке герою.

Армия

Cама по себе очень слабая, но сбалансированная. Единственным весомым преимуществом местного войска можно считать высокую скорость юнитов. Остальные характеристики существ из Темницы весьма посредственны: минимальное количество здоровья, средний по силе удар, практически полное отсутствие сопротивления магии. При всех, казалось бы, очевидных минусах, местная армия самая дорогая – абсолютный лидер по стоимости среди всех городов. Впрочем, некоторые существа данной фракции все же заслуживают отдельного упоминания. Так, Черные Драконы – существа с самым большим запасом здоровья в игре - полностью имунны к магии и, кроме того, обладают довольно мощным ударом. Скорпикоры отличаются потрясающей скоростью и способностью парализовать своих врагов. Минотавры – лучшие в игре юниты своего (пятого) уровня; их мораль всегда повышена. Гарпии-ведьмы незаменимы благодаря своей скорости и безответному удару с возвращением на исходную позицию по завершению атаки. Отличительной особенностью армии Темницы является большое количество летунов.

Герои

В этом городе представлены воинами-среднячками – Overlords (Лордами) и более чем выдающимися магами Warlocks (Чернокнижниками). Из первой группы особенно выделяются два персонажа: это Гуннар (Gunnar) и Шакти (Shakti). Первый очень ценен благодаря навыкам Тактики и Логистики, позволяющим ему быстрее перемещаться по карте и выигрывать бои с меньшими потерями. А вот второй популярен не столько из-за своих умений (Тактика и Нападение), сколько благодаря специализации на Троглодитах. Под командованием Шакти эти существа не только становятся гораздо сильнее и быстрее, но и уже в начале партии способны выигрывать довольно сложные битвы, беря количеством (с одним только героем Троглодитов приходит около сотни). Из чернокнижников же отдельного упоминания достойны Деемер (Deemer) с его усиленным Метеоритным дождем, а так же Жеддит (Jeddite) и Аламар (Alamar), практикующие усиленное Воскрешение. Аламар, помимо всего прочего, обладает навыком Грамотности, позволяющим ему обучать своему коронному заклинанию любых дружественных героев. Именно это умение и делает чернокнижника крайне полезным в любой игре. К сожалению, все вышеупомянутые герои считаются неоправданно сильными и, потому, часто попадают в бан на турнирах.

Магия

Магическая гильдия в городе не ограничена уровнем и имеет всего пару-тройку запрещенных заклинаний, что делает местную магию практически универсальной. Очень высок шанс выпадения спелла Молния. Вероятность появления всех остальных заклинаний примерно равна, не считая специфической некропольской магии, Молитвы и Вызова Воздушных элементалей – в данном городе эти спеллы невозможно выучить в принципе. Ни к какой конкретной школе магии Гильдия не тяготеет. Все это, вкупе с выдающимися способностями чернокнижников, настойчиво подталкивает игрока к раскачке героя через магию - эта тактика почти наверняка обеспечит игре легкий старт. Единственная сложность, которая может возникнуть – острая нехватка SP на ранних уровнях. Впрочем, с этой проблемой вполне успешно борется постройка Водоворот маны.

Отстройка

Требует массу времени и ресурсов, как и в любом другом «магическом» замке. Что касается цены на сооружения для найма юнитов, Темница занимает не слишком почетное третье место после Замка и Инферно. А вот ресурсов местные постройки требуют гораздо больше, что автоматически выводит город на первое место по суммарной стоимости воинских жилищ. Цена полной отстройки замка также оставляет желать лучшего: третье место среди всех фракций. При этом, во время застройки легко наткнуться на своеобразные «подводные камни». Так, для возведения жилища Созерцателей требуется по единице каждого магического ресурса. На высокой сложности игры с этим могут возникнуть большие проблемы. Чтобы избежать долгой задержки в строительстве, можно, конечно, воспользоваться услугами рынка. Однако обменный курс там (особенно, если речь идет о полевых рынках) самый что ни на есть грабительский; ресурсов на обмен может попросту не хватить. Постройка лабиринта Минотавров может сильно запоздать, если у игрока в запасе не будет 10 самоцветов. Впрочем, эта задержка, как раз, не критична: данное сооружение не требуется ни для чего, за исключением, разве что, последующего возведения пещер Драконов. А, непосредственно, Драконы требуют аж второго уровня Гильдии Магов, отстройка которой так же может задержаться по причине нехватки какого-либо из ресурсов.

Юниты, армия

Особенности юнитов

Троглодиты (апгрейд - Адские троглодиты) не восприимчивы к заклинанию Слепоты.
Гарпии после атаки возвращаются на исходную позицию. Улучшенные Гарпии-ведьмы, помимо этого, всегда атакуют противника без ответа.
Созерцатели (апгрейд – Злобоглазы) – стрелки, не имеющие штрафа в ближнем бою.
Медузы (апгрейд – Королевы медуз) – стреляющие юниты; так же не обременены штрафом за ближний бой. Имеют 20%-ный шанс подвергнуть противника заклятию Окаменения.
Минотавры (апгрейд – Короли-минотавры) – мощнейшие юниты своего уровня в игре; имеют всегда повышенную мораль.
Мантикоры – большие летающие существа. Их апгрейд – Скорпикоры обладают способностью с 20%-ным шансом парализовать врага на несколько ходов (эффект спадает, если парализованный отряд атакован).
Красные драконы – всегда атакуют сразу на 2 клетки (при этом могут задеть и своих союзников) и, кроме того, имунны ко всем заклинаниям с 1 по 3 уровень включительно. Улучшенные же, Черные драконы, в принципе не восприимчивы к любой магии. Помимо этого, они всегда наносят 150% урона по Гигантам и их апгрейду – Титанам.

Тактика: начало игры

Если при выборе героя перед началом партии, невозможно остановиться на ком-то из вышеупомянутой пятерки, есть несколько не менее интересных вариантов. Так, напрмер, для игры на высокой сложности отлично подойдет Дамакон (Damacon) со своим ежедневным бонусом в 350 золота и навыком Нападения продвинутого уровня. Есть что предложить и другим героям. Впрочем, очевидно, что наиболее легкая игра получится именно в том случае, если в качестве основного персонажа выбран Шакти. С учетом выкупленных в городе, а так же пришедших со вторым героем существ, в армии этого лорда может собраться до 150 Троглодитов, что для первых недель – сила просто чудовищная. Под командованием Шакти, значительно усиленное за счет геройских бонусов, войско из Троглодитов (в идеале – уже улучшенных) способно без проблем расправляться с большинством нейтралов, в том числе со стрелками, практически без потерь (при столкновении с лучниками особенно кстати приходится навык Тактики). Большинству других героев такой победный марш по карте в первые дни игры не по зубам. Впрочем, если игрок делает ставку на неторопливое развитие, с ролью основного героя справится и любой другой персонаж.

Так как при игре за Темницу на отстройку и найм армии всегда требуется очень много золота, в первые же дни следует возвести Префектуру. Затем, как правило, отстраиваются воинские жилища: Гарпии, Медузы и Созерцатели. Можно попробовать успеть до конца недели возвести Цитадель, а при особенной удаче – и Замок. Если же карта богата на ресурсы (как правило, такое бывает при низкой сложности игры) можно пожертвовать Замком, но зато отстроить Мантикор и Минотавров. Для большинства героев полезно будет как можно скорее улучшить Гарпий – появление у них безответного удара в разы снизит возможные боевые потери. Для Шакти, как уже говорилось выше, обязательным шагом станет улучшение Троглодитов.

Замечательно, если герою удастся обнаружить на карте строение для найма каких-нибудь сильных юнитов (в идеале – своей фракции). В этом случае первоочередной задачей игрока становится возведение Портала вызова. Это строение позволяет еженедельно получать дополнительных юнитов, аналогичных тем, что нанимаются в захваченной постройке (если таких построек несколько, выбор между происходит случайным образом, и юниты могут меняться каждую неделю). При этом из самого строения существа не пропадают. Так, например, если игроку улыбнется удача, и он захватит жилище Драконов, прирост этих юнитов в его замке будет уже не три, а пять в неделю (три будет появляться непосредственно в замке, один – в жилище на карте и еще один – «приходить» из Портала).

Тактика ведения боя за Темницу стереотипна донельзя: основной боевой силой выступают всегда возвращающиеся на исходную позицию Гарпии и стрелки - Созерцатели, вокруг которых выстраивается живой щит из остальных юнитов, например, Троглодитов. Троглодиты же и будут добивать близко подошедшего к стрелкам противника. Понятно, что потерь в рядах этих существ не избежать, но их можно свети к минимуму следующей хитростью. Перед каждым боем создается отряд из одного «существа-самоубийцы». Это может быть как тот же Троглодит, так и любой юнит из чужого замка, кого не жалко. Именно он будет первым атаковать близко подошедшего противника, снимая тем самым ответный удар и спасая жизни своим товарищам. Эта тактика работает против любой пехоты, но, понятно, бессильна против стрелковых отрядов. Так что в первые недели всем героем, кроме, разве что, Шакти, нападений на лучников следует избегать до того момента, как в их армии появятся Мантикоры. В идеале, это должно произойти уже на второй неделе. Мантикоры – очень быстрые летуны, так что оперативно и надежно блокировать вражеских стрелков для них обычно не составляет труда. Чаще всего битвы с их участием оканчиваются без потерь со стороны игрока.

К началу второй недели игроку предстоит сделать серьезный выбор: потратить ли денежные ресурсы на выкуп армии или же продолжить вкладываться в строительство. В первом случае приходится надеяться лишь на удачу и богатые трофеи; при плохом раскладе отстройка замка может сильно затянуться. Второй вариант несколько надежнее, хотя ждать серьезных побед от не полностью укомплектованной армии и не приходится. В любом случае, уже на второй неделе в городе должны быть построены Муниципалитет и Замок, а так же сделано все возможное для скорейшего возведения Пещер Драконов. При выкупе армии из-за нехватки денег часто встает выбор между Минотаврами и Мантикорами. Пускай первые – отличные мощные пехотинцы, однако в бою против стрелков они практически бессильны. Так что, все же логичнее делать выбор в пользу Мантикор.

Тактика: поздняя игра

Для более поздних этапов игры, когда замок уже полностью отстроен, существует несколько принципиально разных тактик формирования армии. Пожалуй, самая популярная из них – формирование войска из одних только летунов (Гарпий, Скорпикор и Драконов). Такая армия не только обладает огромной пробивной силой, но и на редкость мобильна, что позволяет ей с легкостью расправляться с противником любого уровня. Особенно замечательно, если в арсенале героя есть заклинание Воскрешения – тогда в большинстве битв можно обойтись без потерь. Очень неоднозначно при этом решается вопрос об улучшении Драконов. Конечно, Красные драконы по-своему очень уязвимы. У них ощутимо меньше XP, на порядок ниже скорость, а восприимчивость к заклинаниям 4-ого и выше уровней, делает этих существ абсолютно беззащитными не только перед рядом атакующих спеллов, но и, что значительно хуже, перед Берсерком. Попавший под этот эффект Красный дракон способен учинить немалые потери в рядах союзников. С другой стороны, полностью невосприимчивые к магии Черные драконы игнорируют не только отрицательные, но и положительные магические эффекты. Это значит, что их не получится ни как-либо усилить при помощи заклинаний, ни, что самое печальное, в случае чего воскресить. В целом, решение об улучшении Драконов следует принимать исходя из ситуации.

Если игроком все же было принято решение Драконов улучшать, вести бой с их участием следует очень осторожно. Учитывая небольшой недельный прирост этих существ, потеря их на поле битвы может быть действительно критичной. Следует всеми силами избегать ситуаций, в которых Драконы вступают в бой первыми и, как следствие, получают большой урон. Обычно для этих целей вперед выводятся Мантикоры. Они и будут снимать ответный удар. Для увеличения пробивной силы и скорости армии, можно разбавить ее юнитами из захваченных чужих замков: Ангелами, Зелеными или Золотыми драконами, Пегасами, Огненными птицами, Фениксами, Дьяволами, Птицами грома, Титанами, Стрекозами, Вивернами-монархами, Королевскими грифонами, Феями или Обсидиановыми горгульями. Главное, за чем стоит следить в данном случае, - уровень морали существ (он должен всегда оставаться положительным). Особенно замечательно будет, если герою удастся заполучить в свою армию Джиннов. Список эффектов, которые Джинн может наложить на Красного дракона, по понятным причинам, очень мал по сравнению с обычным. Так что выбор в итоге происходит между небольшим количеством весьма полезных заклятий: это Молитва, Огненный щит, Контрудар, Бешенство и Убийца.

Есть и еще одна очень любопытная тактика. Основана она как раз на невосприимчивости Черных драконов к любой магии. Если герою удается выучить заклинание Армагеддон (к слову, вероятность его появления в магической гильдии Темницы очень высока), из его армии тут же исключаются все существа, кроме Драконов. После этого персонаж беспрепятственно перемещается по карте, буквально сжигая все на своем пути. Практически любой бой заканчивается за считаные секунды. Единственная сложность, возникающая в данном случае, - стабильная нехватка маны.

В случае, если противник оказывается слишком силен для маленькой и быстрой летучей армии, с помощью дополнительного героя подтягиваются резервы (обычно – Троглодиты и Минотавры). Первые незаменимы при осаде вражеского замка: подведенные под городские стены, они успешно сосредотачивают на себе атаки башен и лучников. Вторые – просто отменные пехотинцы, наносящие сокрушительные удары. К слову, всегда высокая мораль часто позволяет Минотаврам атаковать врага дважды.

Ближе к концу партии, когда золота имеется в избытке, имеет смысл постройка Лавки торговца артефактами. Исключение – если Лавка обнаружена в каком-либо из захваченных городов.